Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота –
ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия
Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом
поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в
этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного
поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена
великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом
поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с
поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий
Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и
дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и
Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение
православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным
богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать
такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250
тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с
радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на
Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8
ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства
самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные
богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не
только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших,
но и всех усопших православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу
традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах
служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские
дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц
Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ
почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота
несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы,
она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную
веру. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно
помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь
заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день
молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для
этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая
молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:
родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных
христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им
Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику –
небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.
Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая
которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения,
православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших
предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших
родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером
в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается
великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и
чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную
субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой
служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас,
отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В
записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в
родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми
упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и
степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы,
протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны
быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью
(Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон[1]
кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для
просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не
положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и
неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по
большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в
поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма
благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую
потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел,
которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.