06.03.2011 † Компьютерные игры. Исповедь бывшего кибер-спортсмена
Компьютерные игры
Исповедь бывшего кибер-спортсмена
С
компьютерными играми я познакомился еще в школьные годы. Тогда, в
середине 90-х, не было какого-то единого игрового сообщества,
компьютерные классы только-только открывались, а о клубах и
интернет-кафе не было и речи. Играли в основном в "стрелялки” (FPS –
First Person 3D-Shooter), такие, как Wolfenstein 3D и Doom. С них я и
начинал. Позже появились Doom II и Duke Nukem 3D, а затем пришла эра
Quake.
Из всех режимов игры меня более всего привлекал сетевой – это когда
несколько человек (каждый со своего компьютера) соревнуются между собой в
едином игровом киберпространстве. Цель такого соревнования –виртуальное
убийство себе подобных, где за каждого убитого соперника вам
начисляется очко – "FRAG”, после чего противник тут же перерождается и
данная схема повторяется в режиме скоростного конвейера...
Я, тогда еще мальчишка пятнадцати лет, довольно быстро набирал обороты.
Играя мышью, одержал победу на первом чемпионате по Doom-II, а позднее,
с выходом Quake, основал один из первых кланов Новосибирска – "Rose of
the Shadows”. Вокруг меня сформировался круг столь же увлеченных людей,
которые вошли в состав новой команды (насчитывавшей в итоге 42
человека). Стихийно возникали кланы, проводились дружеские встречи и
чемпионаты. Это захватывало нас всецело, перерастая из формы отдыха в
вид спорта (позднее, в 2000 году, кибер-спорт официально объявят
Олимпийским видом спорта).
Конечно, "боевой дух” и соперничество, желание быть первым, а также
динамика и красочность FPS играли для меня немаловажную роль. Но все это
было ничтожно по сравнению с удовольствием, которое испытываешь,
одерживая верх над противником. Почувствовав однажды вкус настоящей
победы, ты становишься буквально одержим желанием побеждать снова и
снова (и разработчики игр это прекрасно понимают). Как ни странно, таким
же стимулом для меня было и поражение, это "подстегивало”, заставляло
уделять больше времени тренировкам и разработке новых тактических схем –
всего того, что давало шанс получить преимущество над другими.
Когда мы собирались вместе и начинали играть, благодаря общему настрою
атмосфера вокруг заряжалась настолько, что казалось, готова была
извергать молнии. И стремясь к общей цели, глубоко переживая поражения и
победы, мы превращались в единое целое – мощное и всесокрушающее нечто.
Но потребность испытывать подобное состояние вскоре стала для нас
чем-то жизненно необходимым. В этом состоянии есть все – и радость,
граничащая с восторгом и эйфорией, и резкие перепады настроения – от
счастья до депрессии, и мощнейшие выбросы адреналина, и забытье в игре.
Прибавьте сюда духоту игровых помещений, нервное перенапряжение и
многочасовое сидение у мониторов, без еды, сна и отдыха.
Подобный режим стал для меня повседневной нормой. Но при кажущейся
эмоциональной разрядке я на самом деле все больше и больше "натягивал
пружину”, двигаясь к пределу своих психических и физических
возможностей.
Я стал очень несобранным, раздражительным и вспыльчивым, при этом на
любые замечания реагировал крайне остро. Когда мои близкие, видя, что со
мной происходит, пытались меня вразумить, я мгновенно взрывался и на
повышенных тонах убеждал, что со мной все в порядке. Но, по сути, это
были лишь оправдания перед самим собой.
На деле же я был совершенно не "в порядке”, особенно в физическом
плане. От переутомления у меня часто возникали слабость и тошнота, хотя
внутренне я был очень возбужден. Я плохо спал, часто с жуткими
кошмарами, а, закрывая глаза, почти постоянно видел перед собой
мелькающие кадры игры. В полубредовом состоянии это обычно
сопровождалось непроизвольными подергиваниями тела, реагировавшего на
то, как в сознании проигрывались сцены ухода от ракет противника или
прыжки.
Я все понимал, но не желал отказываться от своего образа жизни,
подсознательно ища оправдание и упорно отодвигая поиск выхода из
сложившейся ситуации. Действительно, стоило мне на время воздержаться от
игр, как тут же возникало чувство опустошенности и тревожного
беспокойства, казалось, я все время куда-то опаздываю, что мне чего-то
остро не хватает. Все мысли были только об игре, ведь таким образом я
пытался воссоздать внутри себя привычную обстановку, проигрывая в
сознании возможные схемы развития той или иной игровой идеи.
Из-за того, что компьютерные игры подразумевают сидячий образ жизни,
мое состояние ухудшалось. Конечно, что-то я все же замечал, старался
делать зарядку, поддерживать себя в форме – но этого было недостаточно.
Хотя, нельзя не отметить, что наряду с отрицательными сторонами были и
положительные: подобные игры отлично развивают реакцию, ориентацию на
местности, боковое зрение, мышцы кистей, стратегическое мышление. Однако
стоит ли это безвозвратно потраченного времени и "посаженного”
здоровья? К тому же все эти навыки можно развить и другими способами. Но
я был юн и совершенно не задумывался о будущем, казалось, ресурсы
организма неиссякаемы и моим возможностям нет предела.
Так прошло десять лет. Как кибер-спортсмен я добился многого, внес
вклад в развитие и становление кибер-движения, завоевал титул чемпиона
города, а созданный мною qwcl-клан "Rage” в течение трех лет держал
пальму первенства в Новосибирске, после чего мы покинули игровую арену,
так и оставшись непобежденными.
Но на протяжении всей игровой карьеры я мучился, терзаемый
противоречиями между верой и гордыней. Тщетно пытался примирить свое
православное мировоззрение с игровым миром. Ведь там изобиловала
антихристианская символика с идеологией всеразрушающего зла. А это
пробуждало во мне низменные чувства, ведущие к упоению собственной силой
и превосходством.
К православной вере я пришел еще в детстве, поэтому все происходящее
мне было изначально чуждо. Я понимал, что порабощен самой настоящей
страстью, и искренне раскаивался. Но ловушка оказалась весьма
изощренной, поэтому избавиться от зависимости было очень трудно.
Я несколько раз уходил из кибер-спорта, но возвращался вновь, пока
окончательно не отказался от игр. И я уверен, что в этом мне помогла не
столько сила воли, сколько вера и молитвы за меня моих близких, в первую
очередь – мамы.