Однажды
старец взял сухое деревце, воткнул в землю и приказал ученику ежедневно
поливать, пока на нем не появятся плоды. Воду приходилось носить
издалека: утром пойдешь - к вечеру вернешься. Когда прошло три года, на
дереве созрел плод. Старец сорвал его, принес в церковь и сказал братии:
- Идите вкусите от плода послушания.
Два старца жили вместе и ни разу друг с другом не повздорили. Один из них сказал:
- Давай и мы когда-нибудь поссоримся, как все люди.
- Даже не знаю, как это можно сделать,- ответил другой,- из-за чего?
- Вот смотри, я поставлю сюда глиняный кувшин и скажу, что он мой, а ты говори - нет, мой.
Так и сделали. Поставили кувшин, и один старец сказал:
- Это моя вещь.
- А я думаю, что моя.
- Нет, моя.
- Ну, если твоя, то и бери ее себе.
Так им и не удалось поссориться.
Преподобный
Макарий Египетский со своим учеником отправился на Нитрийскую гору. По
приказанию старца ученик ушел вперед; скоро ему встретился языческий
жрец, который очень спешил, хотя и нес на плечах тяжелое полено.
- Куда ты, бес, так разбежался? - крикнул ученик.
За эти слова тот избил монаха до полусмерти. После этого жрец встретился с аввой Макарием, который приветливо сказал:
- Здравствуй, труженик, здравствуй!
Язычник удивился и спросил:
- Что ты нашел во мне хорошего и почему так меня приветствуешь?
- Я увидел, что ты трудишься и спешишь куда-то, и поэтому поздоровался с тобой,- ответил старец.
-
От твоего ласкового слова я пришел в умиление и понял, что ты - великий
слуга Божий. А вот раньше мне на дороге встретился монах, который
обругал меня,- и я его побил! - Жрец упал к ногам аввы и воскликнул: -
Не уйду от тебя - сделай меня монахом!
И
он пошел со старцем. Дойдя до места, где лежал избитый ученик, они
подняли его и на руках отнесли в церковь. Жрец принял христианство и
вскоре был пострижен в монахи, а глядя на него, крестились и многие из
язычников.
Авва Макарий сказал:
- Злое и гордое слово толкает ко злу и добрых людей, а слово смиренное и доброе обращает к добру и злых.
К
одному пустыннику каждый день приходила волчица. Она появлялась, когда
отшельник обедал, садилась у входа в его маленькую пещеру и ждала;
получив объедки, лизала ему руки и уходила. Как-то монах отлучился на
целый день. В обычное время к его келье пришла волчица и, увидев, что
хозяина нет, вошла в пещеру. Там она нашла корзинку с едой и съела один
хлеб.
Вернувшись,
отшельник обнаружил пропажу и догадался, кто это сделал. На следующий
день волчица не пришла. Ее не было несколько дней, и монах очень по ней
скучал. Наконец, призванная его молитвами, она явилась в обычное время,
но уже не смела подойти к двери, а сидела поодаль и от стыда не
поднимала глаз. Пустынник подозвал ее, ласково погладил по голове и дал
большой кусок хлеба. Получив прощение, волчица обрадовалась и с тех пор
снова каждый день приходила к келье обедать.
Так
по молитве верных служителей Господа и на неразумных животных является
сила Божия, заставляя их стыдиться, раскаиваться и просить прощения.
Преподобный
Гелен с малых лет жил в пустынном монастыре, строго соблюдал
постнический устав и уже в отрочестве получил от Бога дар творить
чудеса.
Случилось,
что он отправился навестить больных братий, живших в отдаленной келье.
Преподобный нес тяжелую корзину и очень устал. Вдруг он увидел стадо
диких ослов.
-
Во имя Господа Иисуса Христа пусть один из вас подойдет и понесет мою
корзину! - воскликнул Гелен. К нему подошел осел и, как ручное, домашнее
животное, повез на спине и корзину, и монаха.
Как-то
в воскресенье Гелен пришел в один монастырь к литургии, а службы не
было: братия объяснили, что священник живет на том берегу и не может
переправиться через Нил, потому что боится крокодила.
- Если хотите, я привезу вашего пастыря,- сказал преподобный и пошел к реке.
Как
только он призвал имя Божие, из воды выполз огромный зверь.
Крокодил-людоед со страхом склонил голову перед Геленом и послушно
перевез его на другой берег.

Священник удивился, что его зовут ехать в монастырь, не приготовив хорошей лодки.
-
Не бойся, отче, лодка будет,- успокоил его Гелен и велел явиться
крокодилу. Встав к нему на спину, преподобный стал звать своего спутника
- но тот бросился бежать.
Тогда Гелен один отправился в монастырь и, выйдя на берег, сказал зверю:
- Лучше тебе погибнуть, чем быть виноватым в гибели стольких людей! - И крокодил тотчас издох.
Авва
Даниил рассказал своему ученику: "Пришел я в одну деревню продавать
свое рукоделие. Вечером некий человек привел меня к себе и накормил. Это
был Евлогий, каменотес. За целый день работы он получал золотую монету,
вечером покупал на нее еду для странников и сам с ними ел, а остатки
ужина отдавал собакам. Я очень удивился его добродетельной жизни и начал
поститься и молить о нем Бога, чтобы Он послал Евлогию побольше денег.
Прошло три недели, и я совершенно изнемог от поста. И вот во сне мне
явился Сам Господь и спросил:
- Что с тобой, авва Даниил?
- Я дал слово не вкушать хлеба, пока Ты не услышишь моей молитвы о Евлогии и не пошлешь ему богатства.
- Для него лучше, чтобы все осталось как есть.
- Нет, Господи, пошли ему много золота, и все прославят Твое имя!
- Говорю тебе, что так лучше. Но если ты непременно хочешь, чтобы он разбогател, поручись за его душу.
Я
исполнил это и в то же мгновение оказался в храме Святого Воскресения в
Иерусалиме и там увидел Отрока, сидящего на камне, а справа от него
стоял Евлогий.
- Это ты поручился за Евлогия? - спросил Отрок.- Смотри, Я спрошу с тебя.
- Хорошо, Господи, только дай ему богатство.
И
тогда в утробу Евлогию начали сыпать золото, и чем больше сыпали, тем
больше она становилась. Проснувшись, я понял, что мои молитвы услышаны, и
возблагодарил Бога.
В
тот день Евлогий, как обычно, работал в каменоломне. Он ударил по
камню, откололся кусок - и зазвенело золото: в камне был клад. Каменотес
сперва растерялся, а потом испугался: вдруг узнают о сокровище и
отнимут его. Он решил спрятать золото дома, взял волов, якобы для
перевозки камней, и ночью тайком вывез клад. Потом он переехал в
Константинополь, за большие деньги купил почетный сан и роскошный дом.
Прошло
два года, и вот я снова вижу во сне Отрока и Евлогия, которого увлекает
за собой страшный эфиоп, а ангелы прогоняют от лица Божия. "Что я
наделал?" - подумал я и скорее пошел в селение, где жил каменотес.
Вечером
никто не приютил меня. Я был очень голоден, так как весь день ничего не
ел, и попросил встречную старушку дать мне кусок хлеба.
- Нет ли в этой деревне благочестивых людей, у которых можно было бы остановиться страннику? - спросил я.
-
Жил тут раньше один очень добрый человек. Бог призрел на его
добродетель, и теперь слышно, что он в Константинополе, стал знатным
вельможей.
Я
немедленно пошел в Александрию и сел на корабль, отправлявшийся в
Константинополь, там отыскал богатые палаты Евлогия и стал ждать у
ворот. Скоро появился хозяин, и я закричал:
- Господин, мне надо поговорить с тобой!
Он
даже не посмотрел в мою сторону и приказал рабам прогнать меня. Целый
месяц просидел я у дверей Евлогия, но поговорить с ним так и не смог.
Наконец его слуга так сильно избил меня, что я решился уехать оттуда и
вернуться в монастырь. Сев на корабль, плывший в Александрию, я от
изнеможения и печали упал и заснул как мертвый и во сне снова увидел
себя в храме Святого Воскресения перед Отроком. Он гневно посмотрел на
меня, и мое сердце окаменело от страха. Но вдруг явилась Царица Небесная
и умолила Своего Сына не наказывать меня.
- Будешь еще так поступать? - спросил Отрок.
- Не буду, Владыка, я хотел сделать как лучше, прости мне мой грех!
- Иди в свою келью и не заботься больше о Евлогии. Я верну его к прежней жизни, как Сам знаю.
Через
три месяца скончался царь Иустин, и новый царь стал преследовать его
приближенных. У Евлогия, как у многих других, отняли все имущество, а
сам он ночью в убогой одежде бежал из Константинополя в родную деревню.
- Мы слышали, что ты стал вельможей,- сказали ему односельчане.
- Так бы вы меня и видели! - ответил он.- Я ходил поклониться святым местам.
Евлогий принялся за свою прежнюю работу, и все, что зарабатывал, стал опять отдавать странникам".
В
пустынном монастыре был игумен, человек святой жизни, очень
добродетельный и милостивый. Он так молился Богу о себе и своих
учениках:
-
Господи, знаю, что я грешный человек, но надеюсь, что Ты по Своей
благости спасешь меня. Умоляю, не разлучи меня с моими духовными детьми,
сподоби их вместе со мной вечной жизни!
И
вот его пригласили в соседний монастырь на праздник. Он не хотел идти,
но во сне ему был голос, сказавший: "Пойди, только своих монахов пошли
вперед".
В
назначенный день иноки отправились в гости. Пройдя немного, они увидели
посреди дороги израненного нищего. На расспросы он отвечал, что на него
напал зверь.
- Эх, нет у нас осла,- посетовали монахи,- мы бы отвезли тебя в деревню. А так чем мы можем помочь? - И пошли дальше.
Вскоре появился игумен. Увидев нищего, который все так же лежал посреди дороги и стонал, он спросил:
- Разве здесь не проходили монахи?
- Проходили, да у них не было осла, чтобы отвезти меня, а идти я не могу.
- Ну, значит, придется мне с Божией помощью нести тебя на себе,- сказал игумен.
- Что ты, отче, куда тебе одному! До села далеко - лучше сходи и кого-нибудь пришли за мной,- возразил нищий.
- Жив Господь Бог мой, я тебя тут не оставлю! - И игумен взвалил его на плечи.
Сначала
он с трудом нес свою ношу, потом стало легче, потом еще легче, и груз
сделался почти невесомым. Старец не понимал, что происходит, как вдруг
нищий исчез, и раздался голос:
-
Ты молишься о своих учениках и просишь для них вечной жизни, но у тебя
одни дела, а у них - другие. Если хочешь, чтобы твоя просьба
исполнилась, убеди их поступать так, как ты. Я - справедливый Судья и
воздаю каждому по его делам.
Жил
в одном монастыре инок по имени Евфросин, неграмотный, но смиренный и
богобоязненный. Он много лет нес послушание на кухне, работал
старательно и никогда не жаловался.
Игумену
монастыря, святому старцу Власию, захотелось узнать, куда попадают души
благочестивых монахов, при жизни подвизавшихся в его обители, и он стал
молиться, чтобы Бог открыл ему это.
Три
года игумен каждую ночь простаивал на молитве, и Господь исполнил его
желание. Однажды Власию представилось, что он ходит по какому-то
большому полю, а посреди поля - рай. Что такое был этот рай, нельзя
передать человеческим языком. Войдя туда, игумен увидел разные деревья,
усыпанные прекрасны.
И преподобный Феодор с радостью предал душу Господу, дивному во святых Его.