Введение во храм
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
и Приснодевы Марии в нашем храме
Время установления праздника Введения во храм Пресвятой
Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке
праздник получил повсеместное распространение уже в
VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV
веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и
Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX
веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый
канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд
стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ
Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь
победную…»). Эти стихиры и каноны поются
Церковью и в настоящее время.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным
Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные
Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится
дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили
выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую
Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в
руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу
первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в
пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама
взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень,
укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и
взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел
Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году
входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все
присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились
домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц,
находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного
Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия,
имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на
служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от
младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в
Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный
Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то
известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания
Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе
благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась
рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В
воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая
Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания
на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях
палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена
построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория
Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители
Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие
благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование
Христова пришествия.