Служба на Крестопоклонную неделю
в нашем храме.
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад.
В ходе ирано-византийской войны в 614
году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен
иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста,
найденное когда-то равноапостольной Еленой.
В 626 году Хосрой в союзе с аварами и
славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным
заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от
нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский
император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года
Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес
его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом.
С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения
Животворящего Креста.
Надо сказать, что в ту пору
продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок
великопостных служб только формировался. Когда появился обычай
переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на
субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней),
тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за
третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась
интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже
на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую
подготовку с поклонения Кресту.
Начиная со следующей среды, на каждой
Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна
ектения ― о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто
усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник
возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского
мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и
более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого
строгого и трудного из постов.
Поклонение Кресту происходит в субботу вечером
В субботу накануне Недели Крестопоклонной (в 2015 году — это 14 марта) в самом конце вечернего богослужения на утрени после Великого славословия из алтаря торжественно выносят Крест
(обычно это делает предстоятель ― самый старший священник), кладут его
на аналой посреди храма, совершают каждение и трижды поют тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
КСТАТИ. Тропарь ― это
краткое стихотворное песнопение, составленное по заданному образцу.
Стихотворным оно было, разумеется, лишь в греческом оригинале, да и то
лишь в смысле греческой поэзии, которая, например, не нуждалась в рифме
(вспомним античное: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»). При
переводе на славянский язык форма богослужебного текста была утеряна,
зато по возможности полно сохранился его смысл.
«Поклоняемся кресту ― славим воскресение» — трудно добавить к этому что-либо важное.