Праздник Преображения Господня существовал уже в IV
веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и
св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке
показывает, что начало его должно относиться к
предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло
до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского
(635-680). В этом слове термин «Преображение»
рассматривается не только в догматическом смысле, но и в
смысле действительного торжественного праздника Церкви. В
VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский
составили ряд стихир и каноны, которыми Православная
Церковь прославляет событие праздника и в настоящее
время.
К особенностям праздника
Преображения Господня относится и то, что в этот день
совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания
относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле
(срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием
для установления обычая освящать плоды именно 6 августа
было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому
времени поспевают плоды, важнейшие из которых —
колосья и виноград – приносятся в храм для
благословения и в знак благодарности Богу за получение
этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их
отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой
молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или
не вызревает к этому времени, в праздник Преображения
Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы
заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой
— «На освящение начаток овощей
(плодов)».
Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое,
таинственно-символическое значение, а именно: в событии
Преображения Господу угодно было показать то новое
обновленное состояние, в которое вступило человеческое
естество по Воскресении Господа и вступят в общее
воскресение все верующие. Но поскольку в мир через
человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим
и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления
через благословение Божие. И в этой надежде человек
утверждается церковным благословением плодов.
Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака
праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает:
«Господу помолимся», и священник
читает молитву «в причащение
гроздия»: «Благослови,
Господи…» и молитву «о приносящих
начатки овощей»: «Владыко Господи Боже
наш…» (в Малом и Большом Требнике),
после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой.
Затем — «Буди имя
Господне…» и отпуст праздника.
Особенностью праздника Преображения,
как и всех Господских праздников, является то, что вечером
в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом
и поется великий прокимен.