
Каждый год в последнюю субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского наша Церковь возносит молитвы о всех усопших от века христиан и о воинах на поле брани жизнь свою положивших.
В нашем храме служили литургию, потом панихиду по усопшим нашим родителям, родственникам, и за всех православных. Что такое Димитриевская родительская суббота...


Поминовение воинов-защитников земли Русской установлено святым благоверным князем Димитрием Донским после тяжелой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21 по н.ст.) сентября 1380 года.
На битву с многоязычной ордой Мамая благословил князя Димитрия и его войско святой преподобный Сергий Радонежский. По молитвам всей Русской Церкви, и земной, и небесной, Господь даровал победу православному христианскому воинству. Многие воины на поле Куликовом видели помощь Небесных сил бесплотных. Преподобный Сергий в часы битвы стоял на молитве, прозорливо видел через сотни верст все события сражения, поминая сраженных воинов. На стороне святого Димитрия сражалась вся русская земля, тогда, как и сейчас, территориально раздробленная, но объединенная верой.
Победа над объединенными силами
дальних стран Азии и наемными рыцарями Европы далась большой кровью.
Исчислить орду Мамая не мог никто. На нашей стороне воинов было много
меньше. Большинство из них легло в многочасовой сече, но они устояли,
обороняя Церковь, Великого князя и Отечество.
Оставшиеся в живых в течении восьми
дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю поля
Куликова холмы устроенных тогда братских могил.
В Димитриевскую родительскую субботу
православные христиане молятся о неисчислимом множестве сынов своих,
отдавших жизнь не только за нашу Отчизну, но и за свободу братских
народов: Болгарии, Греции, Румынии, Польши, Чехии, Сербии.
В церковной памяти вечно будут жить имена и тех героев, чей святой подвиг остался безымянным. «Души их во благих водворятся, и память их в род и род».
В субботу, православные христиане
соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об усопших родных и близких.
Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные
родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших,
называется «родительской».
У этой родительской субботы есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября (8 ноября по н.ст.) святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому,
который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней
воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 26
октября (8 ноября по н.ст.).
Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.
Трогательный обычай поминать родных
коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек
бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая
нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для
освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь,
есть только переход, преставление из этого мира в мир иной. И каждый из
нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках
рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и
кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом
грядущей жизни, когда душа, покидает уютное лоно своего тела. Но
проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице
усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в
иной мир.
Поэтому-то зная о вечном бытии души
человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой,
что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в
момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от
нападения злых сил.
В дни поминовения усопших православные
христиане передают в храм записки с именами своих почивших
родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить
имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись
членами Православной церкви.
О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни положено ставить свечи к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.
Есть еще один добрый обычай в Церкви.
В дни поминовения верующие приносят в храм угощение (в основном
продукты). Это приношение оставляется в храме и потом раздается всем
нуждающимся и неимущим. Мы знаем и верим, что человек, получивший это
угощение, перед трапезой помолится «о всех здесь ныне поминаемых», и к
молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва.
В последнее время распространилось
мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех
нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих
знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и
живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих
умерших родителях помочь такому человеку. Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной гордостью и самоодобрением.
Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - это тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу.
Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас
в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность -
остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в
небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?
Подумаем об этом и помолимся о них.