Прощеное воскресенье
Вот уже скоро Прощеное воскресенье.
Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на
амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том,
что мы сейчас будем друг у друга просить прощения.
Уже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в
темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…
Душа трепещет. Хочется начать жизнь заново, прожить по-иному эти дни,
чисто, свято, отказаться от суеты, не прилепляться мыслями и сердцем ко
всему земному, и заботы житейские делать только руками, а мыслями быть
горЕ.
И замираешь душой — сможешь ли сейчас от сердца всех простить?
Получится ли нелицемерно кланяться и падать ниц, сумеешь ли выбросить из
головы все мелкие обиды, которые, возможно, накопились в храме, и
крупные обиды, которые были дома или на работе, с друзьями.
Проще всего прощения просить у малознакомых людей. Мы падаем на
деревянный пол храма, бьем головой поклон, ладонями касаясь пола,
поднимаемся и обнимаемся.. «Прости меня!» «Бог простит. Меня прости!» И в
ответ: «Бог простит».
Везет монахам. У них в обителях ежевечерне такой чин прощения. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Выполняется этот совет буквально. Мирянам сложнее. У них такой чин раз в году.
Вот и хочется войти в Пост очищенным от всяких обид, без камней за
пазухой, и чтобы это было от души, нелицемерно, а от всего сердца. И так
себя хранить до самой Пасхи. Да и всю жизнь.
А что же Постом? А постом тоже искушения. Не удастся нам
ровно-гладко отговеть совсем без огорчений, соблазнов, обид. Как назло,
первые три дня ходишь голодная и злая. Всё не так, и чего-то не
хватает. И это при всем огромнейшем желании поститься строго, мало
говорить, поменьше есть, и не отвлекаться мыслями на суету, и на чужие
грехи. А вот тут-то нас и ожидают сюрпризы.
На ровном месте возникает непонимание с близкими, на работе, даже в
храме. Мы склонны в мелочах винить других, не уступаем, нас задевает то,
что в другое время вовсе не замечаем, мы преувеличенно видим обиду, нам
нанесенную, мы чужие слова сразу толкуем как оскорбление, и видим в них
дурной смысл. И готовы взорваться, высказать, отчитать, обличить,
оправдаться, и дать «достойный» ответ оппоненту. И тут всё. Наше
благодушие нарушено. Молитвенный и немногословный настрой потерян,
потерян мир в душе. Обычно это называют искушением. Как тут быть? Ведь
бьют почему-то в самое больное место, о котором ты раньше и не
догадывался, или не обратил бы внимание. И откуда что берется?

Одной моей подруге батюшка перед Великим постом
сказал: «Если тебя будут обижать, надсмехаться, задевать, не отвечай
им. Даже если б это казалось очень обидным и несправедливым. Не надо тут
оправдываться или спорить. Ты просто промолчи. Т.к. в это святое время
враг нас искушает так.»
Я сама опробовала этот способ. Как это просто! Ты не должна входить в
рассуждение, правильно ли тебе сказали, или нет, действительно ли ты
такая, как тебя назвали, или наговаривают, не надо думать, как
«достойно» ответить обидчику. Ты просто молчишь, и так сохраняешь мир
душевный, и на обидчика не накидываешься, чем покрываешь и его грех.
Т.к. когда возьмешься отстаивать свою правоту, и ставить оппонента на
место, тут нас и подлавливают на раздражении, осуждении, спорах и
обидах. Лишняя строчка на исповеди, да и пост испорчен, особенно перед
Причастием. А так хочется с мирным сердцем прийти к Пасхе! Да и причащаться сложно после ссоры.
***
Ну а сейчас, стоя в темном храме и слушая заунывный распев 136-го
псалма «На реках Вавилонских…», вспоминаешь, с кем еще не помирился,
как и чем мог кого обидеть, и как обижался на других, может даже и в
мелочи, может даже на клириков в чем-то, смиренно тут же просящих
прощения… И повергаешься ниц к ногам настоятеля, и других батюшек и
клира.
А в это время в этом монастырском храме, в другом приделе, братия
друг другу бьют поклоны, падают на пол в длинных мантиях и высоких
шапках, одеждой своей напоминающие волшебников, а потом поднимаются и
целуются в плечи.
Хорошо быть постом на монастырских службах. Тут и доли самодовольства
не может возникнуть. Т.к. всегда есть к чему стремиться… Ты постишься
без масла первую неделю? А они первые три дня пьют один отвар лаврушки, в
лучшем случае- картошку в мундирах с солью. Ты ходишь каждый день на
Канон Андрея Критского? А они вообще свободны на эту неделю от
послушаний, и молятся по кельям, хозяйственная деятельность монастыря на
Первой неделе сведена к минимуму. Ты стараешься не говорить ни о чем
лишнем хотя бы первую неделю? Они вообще почти не говорят, только
взглядами приветствуют друг друга. Ты среду и пятницу выдерживаешь без
масла, сухоядение? Они в среду, пятницу и понедельник вкушают один раз,
после вечерней службы.
По поводу молчания. Это ведь тоже вид поста. На себе проверила. Чем
меньше говоришь — тем меньше искушений. Тем легче быть сосредоточенным и
молиться, даже и на работе. Точнее, молитва и помогает меньше говорить.
Да, непросто сразу после Масленицы перейти в такой режим.
И тут помогают частые службы, и открытые книжки святых отцов, этих
знатоков человеческого сердца, а также средств для излечения оного. Уже
даны все рецепты, но именно в посты мы более открыты для этого учения, и
читаемое по-иному ложится на сердце, более глубоко понимается,
обдумывается неторопливо, и откладывается в сознании. Хорошо, что у нас
есть такие учителя, которые любили нас за много веков до того, как мы
родились, и оставили нам такие сокровища.
Например, я всегда пропускала главу у Иоанна Лествичника «О священном
безмолвии тела и души». Думала, безмолвие- это только для отшельников. И
в одну трудную минуту один незнакомый человек сказал мне случайно:
«Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что
получит от него все, что просит.». Я спросила- откуда это? «Из
Лествицы». Прийдя домой, я лихорадочно стала искать, в какой же главе, о
чем именно? И оказалось это в той самой главе, которую я так
старательно обходила, считая, что это не для меня.
Поэтому хочется дорожить этим временем Поста, он проходит незаметно,
нам всё кажется- еще впереди шесть недель, еще впереди месяц, еще две
недели, и вот уже подготовка к Пасхе, уборка квартиры, мойка окон, а мы и
не причастились ни разу, и книжку никакую духовную не открыли. На что
потрачено время?
Конечно, забот много, особенно когда большая семья. И тут выручают
православные аудио диски, фильмы, даже поездку в метро можно провести в
книжкой в руках. Например, я была поражена записью толкований Лествицы,
подаренную мне подругой. Где батюшка объясняет своим прихожанам на
доступном нам языке о том, что писал святой, якобы исключительно для
монахов, а уж совсем не для нас, супер-занятых и во многом ведь весьма
продвинутых, мирян. И слушая, печально замечаешь свои ошибки, свои
самооправдания, и видишь тот рой страстей, с которым даже и не пытаешься
серьезно бороться. Зато он загорожен массой необходимейших дел. Да так,
что и заглядывать в него порой страшно.
***
Однажды одна наша пожилая прихожанка сказала мне на ушко: «Хочешь,
открою секрет о том, как легче поститься? Нужно накануне обязательно
побывать на службе Прощеного воскресенья. Там читаются
коленопреклоненные молитвы о том, чтобы Господь подал нам силы на эти
дни. И тогда уже поститься намного легче и радостней». Вот и стараюсь
этот рецепт соблюдать. Кажется, помогает.
Возвращаясь со службы, уже с трудом понимаешь, как можно за ужином
сегодня есть скоромное? Уже ведь пост. Но в этот вечер еще разрешается.
И стараешься доесть все вкусности, блинчики, сметану, чтобы дома уже
ничто не смущало в холодильнике. Тут, наверное, можно поучиться у
некоторых клириков, с которыми мне пришлось случайно встретиться.
Услышала такую команду матушкам: « У нас остались конфеты. Раздавайте.»
«Да кому раздавать?» Вот кого увидите- тому и раздавайте.» Дело было в
книжной лавке храма, и мне тогда тоже досталась конфета. Может, этот
совет подойдет и для мирян. Всегда ведь есть рядом те, с кем можно
поделиться. И уже за несколько дней до Поста немного одаривать излишками
тех, у кого этих продуктов может и мало.
***
В заключение, хотела бы рассказать ошеломившую меня историю,
приключившуюся с моей болезнью под названием «гастрит» «во дни печальные
Великого поста».
Тут, видимо, нужно как в рекламе вывесить строчку: «Имеются
противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь с лечащим
врачом». Но поскольку история произошла со мною лично, и сильно
поразила, то я хотела бы ею поделиться. При этом еще раз напомню про
врача.
Обнаружилась у меня болезнь такая- гастрит. Обнаружилась случайно. Я и
не знала, что некоторое мое некомфортное самочувствие- это
предъязвенное состояние, как его охарактеризовали врачи. Назначили мне
лечение, я честно отпила все дорогие лекарства, мне назначенные,
старалась держаться диеты.
Но полностью гастрит за два месяца вылечить не удалось. И кушать я
могла далеко не всё. Приближался Великий пост. Поскольку тема это очень
популярная – послабления в посте, я и заручилась благословением
священника на молочное. Болящим разрешается.
Несколько поуспокоившись от своих переживаний, как де я буду
поститься, когда сырые овощи и фрукты врач запретил, и ни капустки тебе
квашеной, ни соленых огурчиков, картошка и та ограничена, я вступила в
Великий пост. Решила, что первую неделю проведу без скоромного, ну не
умру же я за семь дней от овсянки на воде, и от горохового супа? Тут,
честно сказать, может я постилась и не по уставу, маслице себе
позволяла. Но прошла неделя, прошла другая, готовились салатики из
вареных овощей, супы-пюре, много оказалось доступной пищи, как-то я и
пережила весь пост без молочного.
Но каково же было мое удивление, когда в конце Поста я пришла на
плановую гастроскопию, и врач сказал, что эррозий в желудке никаких не
осталось! Хотя до поста они еще были. Я несколько раз переспрашивала,
может ошибся врач? Были же они! А лекарства я давно уже пить прекратила.
Вобщем, с недоумением ушла из кабинета. А после разговения поняла. Т.к.
перейдя на бутербродики, тортики, и запеченное мясо, желудок мой
почувствовал резкую разницу, и не оставил мне сомнений, с чем ему
гораздо легче и веселей справляться. Да и состояние кожи на лице в
постные дни вызывает массу комплиментов от окружающих. Вот, оказывается,
почему монахи так молодо выглядят! Лет на десять-двадцать моложе. Они
же мясо не едят! И постятся часто.
Предвижу критику оппонентов, может быть и врачей. Без сомнения, не
все болезни выдержат Великий пост, такой длинный и строгий. Я лишь
рассказала о своём личном опыте.
Но и этот опыт не лишен в чем –то комичности и назидательности.
Накануне этого поста я с пеной у рта спорила на Кураевском форуме о том,
что от постной пищи больные еще больше заболеют. И народ в основном
соглашался, да-да, конечно-конечно, болящим разрешается, без вопросов. И
лишь один мужчина смело заявил, что болезни как раз постом и
исцеляются. И я была его горячим оппонентом. И вот убедилась в его
правоте.
С Великим Постом вас, друзья!
Источник:
http://www.pravmir.ru/na-proshhenoe-voskresene/