Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове
Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был
пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды
ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения:
он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в
царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран
епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего
образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По
свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году
принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель
вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь.
Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой
мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду
говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим
Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир.
Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю,
родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и
затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и
совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и
Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо
тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства сделался его ревност-ным
защитником и принял святое Крещение. После разговора со свя-тым
Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока
состязание со мною велось посредством доказа-тельств, я выставлял
против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал
все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из
уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства
стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу.
Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во
Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого
говорил Сам Бог».
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное
доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и
стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а
глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич)
одна,— сказал тогда святитель Спиридон,—так и в Пресвятой Троице — Три
Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве
засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди —
вёдром. исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося
заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать,
потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия
вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к
смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от
наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повеле-вает тебе
Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого
спешу». Воля святителя была исполнена. и он благополучно перешел на
другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом
встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую
церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение.
Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся
великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот
был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении
невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из
церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере
того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более
наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то
не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и
не слыхали уже более небесного пения. от чего пришли в великое
изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития. уподоблял святого
Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать
и то, как он принимал странников»,— писал близкий к монашеским кругам
Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из
жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом
постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон
сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть».
Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал
пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому
дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон,
извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе
соленое свиное мясо и. усадив за стол странника, принялся за трапезу,
«убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя
христианином, отказался,—тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться,
ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для
святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть
раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично
ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог
взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и
отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили
похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню,
но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро,
святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись,
развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать
пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их,
ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве
его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь:
«Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от
бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое
множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю
дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благо-дарственно взываху:
Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и
недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой
чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались
мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии
патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам
отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху
в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть
сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором
святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу
и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками
повергся в прах, чем воз-
вестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве
предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель
Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архи-епископом
Мирликийским.
Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).
Источник:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6855.htm