ак провести Крещенский Сочельник
Крещение
автор:
Сергей Амиантов
 |
Крещение Господне. Богоявление |
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия
Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в
один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением,
что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах
Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по
Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так
было положено начало новому церковному явлению – святкам,
заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного
торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с
традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни
Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция
варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна,
что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть
такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо
окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам
Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и
пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и
благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский
сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и
первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды.
Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда,
проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не
только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным
освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием
Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и
в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.
Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в
эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё
жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год
употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком
просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов
прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от
Бога".
При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой
святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума
моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела
моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию
Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".
При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не
колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в
небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и
ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с
которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе
благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не
портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с
домашним иконостасом.
Источник:
http://www.pravmir.ru/printer_1680.html