«Видеста очи мои…»
Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
Один из самых известных псалмов
– 90-й: «Живый в помощи Вышняго». У
нас он читается в чине шестого часа, на панихидах и
погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя
Божественной помощью в сложных или даже опасных
обстоятельствах. Подобным образом он использовался и
в иудейской традиции. Его читали на погребениях, в
утренних молитвах и в молитвах субботы. Это, кроме
прочего, значило и то, что псалом был хорошо известен
всем сынам Израиля. Псалом составлен так, что речь в
нем ведется от лица наставника, перечисляющего
наставляемому различные блага, проистекающие из
надежды на Бога. А заканчивается псалом тремя
стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога.
Последний стих звучит так: «Долготою дней
исполню его, и явлю ему спасение Мое».
Вчитываясь в рассказ евангелиста Луки о событии,
называемом Сретение, можно заметить, что Божественное
обещание 90-го псалма исполнилось на старце Симеоне. Этот
«праведный и благочестивый» (Лк. 2: 25) муж
был стар и «насыщен днями» (Пс. 90). И было
ему обещано Духом Святым, что он не умрет ранее, нежели
увидит собственными глазами Христа Господня.
А ведь это и было заветным чаянием всех древних
праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того,
чтобы наслаждаться благами этой грустной земли, а для
того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть Его
собственными глазами. Поколение сменялось поколением,
праведники с печалью закрывали глаза и с верой уходили в
смертную тьму. Свои надежды они препоручали своему
потомству. И именно поэтому бездетность ощущалась как
проклятие. Ведь в этом случае не только ты не дожил до
пришествия Христа, но и семя твое не укоренилось на земле
и не стало причастным радости.
Шли столетия. Вера оскудевала и засорялась земными мечтами
о могущественном царе, который должен дать Израилю
политическую свободу и земную славу. Только некий
«священный остаток», слишком малый числом,
чтобы его заметить, жил чистой надеждой и терпеливой
молитвой. Первым среди этого остатка был Симеон. До него
многие праведники «умерли в вере, не получив
обетований, а только издали видели оные, и
радовались» (Евр. 11: 13). А рядом с ним, в одно и
то же время, жило множество нечестивых и суетных людей,
которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили
дня посещения из-за черствости души. И это – урок
для всех. Мало жить во времена Праведника. Мало находиться
вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если не
будет веры, которую подает Дух Святой.
О Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нем»
(Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с
Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм, когда Мать
Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного
обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было
одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем
не мог быть создан иной Храм. Весь многолюдный народ
Израиля исполнял свои обеты и приносил жертвы в этом
Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно, не
говоря уже о праздничном многолюдстве, стекались людские
толпы для принесения жертв: жертв повинности, жертв
благодарственных, жертв по обету. И в этом многолюдстве
Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так
долг ждал – Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял
Младенца-Христа на руки и произнес ту молитву, с которой
теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить
жизнь.
В этой молитве он исповедал, что обещанное ему
исполнилось. «Видели очи мои спасение Твое, которое
Ты уготовал пред лицем всех народов». Исполнились и
слова 90-го псалма: «Явлю ему спасение Мое».
Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую
Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он
видел уже распятым за грехи мира. Поскольку именно Крест с
распятым на нем Праведником – это и есть
«спасение, которое Бог уготовал».
То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно и из
слов старца к Марии. «Тебе Самой, – сказал он,
– оружие пройдет душу, да откроются помышления
многих сердец». Эти странные слова исполнились,
когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о
страдании Своего Сына. Так очи, слепнущие от старости,
приобретают орлиную зоркость в вещах духовных, если сердце
человека очищено верой и терпеливым ожиданием.
Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла
отображение в его словах. Он предсказал, что Христос
просветит язычников; что в Израиле, для которого Он
– слава, Ему предстоит стать «предметом
пререкания». Из-за Него многие падут и многие
поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее,
но последующая история оправдала их полностью.
Увидев все, чего так долго дожидался, и сказав все
необходимое тем, кто продолжал земное странствование,
Симеон покинул землю. Покинул без страха и сожаления. Он
видел Мессию! Он шел теперь в темноту шеола, чтобы
рассказать Давиду и Соломону, Исаие и Иеремии о том, что
обетование исполнилось и время всеобщего освобождения
близко. Мария с Иисусом на руках осталась за его спиной.
Старец медленно и твердо шел к черте, отделяющей этот мир
от мира иного. И об этих его шагах нельзя сказать лучше,
чем уже сказано:
Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(И. Бродский. Сретение)
Источник:
http://www.pravoslavie.ru/put/44737.htm