27.02.2012 † Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания.
Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве
– Все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься совершенно
одинаково – в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни,
степени воцерковленности. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на
духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же
духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто
совершенно уникальное и особенное.
В чем современные особенности постного подвига?
Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный
человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в
церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти
улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные
путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском
транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем
случае на работу – час, с работы в храм – час, со службы домой – час.
Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из
человека остатки физических и психических сил.
Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он
рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой
подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. Отсюда и
возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной
молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость
дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого
колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря
предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной
готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А
мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой,
становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и
даже утраивается.
Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к
ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и
сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь,
изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает,
не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и
вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы
завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду.
Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы
вечерней – усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть
молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться
по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее,
наоборот, стоит подбодрить и утешить.
Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями – это
смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был
здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему
для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть,
чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек – это
сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка
физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается
уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен,
напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим
дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники,
почему-то ночующих дома.
Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной
и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на
продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не
постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание»
на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и
требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения.
Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и
продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть
действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать
милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в
коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы
живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский,
превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый. И
современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель
Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время».
Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу
ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное
житие во всяком благочестии и чистоте».
Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым
человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую
суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя
не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а
значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей
степени, чем избыток пищевых килокалорий.
Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута.