Составление «Жития Александра Невского»
относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия
Александровича, сына Александра Невского, и митрополита
Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире,
где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается
почитание князя как святого и возникает первая редакция
его жития.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
Я,
худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь
описать житие святого князя Александра, сына
Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от
отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его,
то рад был поведать о святом, и честном, и славном
житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую
душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах
пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей
знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но
все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью
святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и
человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя
великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал
Исайя-пророк: «Так говорит Господь: "Князей Я
ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И
воистину — не без Божьего повеления было княжение
его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как
труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого
египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же
его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость
Соломона, храбрость же его — как у царя римского
Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды
приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли
горожане, и разгромили войско его. И остался один
Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к
городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и
укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так
же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех,
что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть
зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону
царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и
этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся
к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не
видел такого ни царя среди царей, ни князя среди
князей».
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны
Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду
и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую,
и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с
огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву,
опьяненный безумием, и отправил послов своих,
возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря:
«Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю
землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и
вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред
алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный,
праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный,
сотворивший небо и землю и установивший пределы народам,
Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И,
припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи,
обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие
и щит и встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу.
Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и
отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал,
чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в
правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Иные
с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего
призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и
стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с
малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но
уповая на Святую Троицу.
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий
Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого
Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему,
ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не
успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И
выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля,
имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий,
ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил
среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было
имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно,
соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог
видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю
Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на
берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь
без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум
сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и
стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в
красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга.
Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:
«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему
князю Александру». Увидев такое видение и услышав
эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока
насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно
встретив князя Александра, поведал ему одному о видении.
Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого
никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом
часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их
князь бесчисленное множество, а на лице самого короля
оставил печать острого копья своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка
Александра.
Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек
и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого
корабля по сходням, по которым бежали с королевичем;
преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его
со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из
воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим
воеводою посреди их войска.
Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот
много раз нападал на войско их и бился одним топором, не
имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и
дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя.
Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с
дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот
ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек
столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение,
возрадовались.
Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот
бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих
ран пал и так скончался.
Все это слышал я от господина своего великого князя
Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой
битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при
Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на
Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно
явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять
тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли
только мертвые трупы. Так было и после победы
Александровой: когда победил он короля, на противоположной
стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки
Александровы, здесь нашли несметное множество убитых
ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и
трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили
их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля
и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя
Александра вновь пришли из Западной страны и построили
город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре
пошел и разрушил город их до основания, а их самих —
одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав,
отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он короля, на
третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на
землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря:
«Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие
посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев
перебил, а иных связал и город освободил от безбожных
немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял
бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же,
гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим
Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи.
Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг
против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и
других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на
помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя
Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности
у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра
исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца
львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне
пришло нам время положить головы свои за тебя».
Князь же Александр воздел руки к небу и сказал:
«Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом
неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог
Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного
Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись
противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от
ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что
двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо
покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел
воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру.
И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в
бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и
некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра
пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того,
кто сказал: «Захватим Александра», —
отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника,
достойного его в бою. И возвратился князь Александр с
победою славною, и было много пленных в войске его, и вели
босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими
рыцарями».
И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и
священники, и весь народ встретили его перед городом с
крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя
Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог
кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю
нашему оружием крестным освободить город Псков от
иноязычников рукою Александровою».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если
забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь
иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и
перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего,
избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского
и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до
великого Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить
владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды
случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков
за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в
плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам
коней своих. И начали с того времени бояться имени его.
В то же время был в Восточной стране сильный царь,
которому покорил Бог народы многие, от востока и до
запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости
Александра, отправил к нему послов и сказал:
«Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие
народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться?
Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко
мне и увидишь славу царства моего».
После смерти отца своего пришел князь Александр во
Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и
промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские
начали стращать детей своих, говоря: «Александр
едет!»
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил
его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился,
и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что
нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно,
он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его
Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю
Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской
князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил,
людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал
Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих,
приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен
Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови
праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр
для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих
стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но
людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире
милосердие свое.
Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и
продлил Бог лета его.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с
такими словами: «Папа наш так говорит:
"Слышали мы, что ты князь достойный и славный и
земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати
кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы
послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал
ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до
разделения народов, от смешения народов до начала Авраама,
от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от
исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала
царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества,
от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от
Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до
царствования Константинова, от начала царствования
Константинова до первого Собора и седьмого – обо
всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».
Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил
священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и
епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они
христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же
великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих
от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все
полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев,
сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей
жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой,
и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и
возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой
добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от
царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и,
прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек!
Как можешь описать кончину господина своего! Как не
выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется
сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но
доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то
в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал
монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский
образ. Сподобил же его Бог и больший чин
принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал
месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого
апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что
уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и
диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди
восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру.
Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и
большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.
Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу
его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач,
каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено
же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в
великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память
святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было
положено святое тело его в гробницу, тогда
Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его
руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой,
простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И
смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы
его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом
Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа
покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!
И так прославил Бог угодника Своего.